Ее постановка была осуществлена труппой театра комической оперы в 1882 году на сцене знаменитого зала Фавар (второй округ Парижа), здание которого сгорит при пожаре в 1887 году и будет заново отстроено. В настоящее время это – Национальный театр комической оперы.
Титульная страница либретто «Победите Филидора!»
Автор либретто – Абрахам Дрейфюс. Композитор – Амедэ Дютак.
События этой пьесы происходят в кафе де ля Режанс в 1777 году. Одним из главных героев является сам Филидор. Эти два обстоятельства заслуживают того, чтобы познакомить с давно забытым произведением современного читателя - любителя шахмат и ее истории.
Текст пьесы нашел в архивах национальной библиотеки Франции создатель блога «Кафе де ля Режанс» (и автор одноименного двухтомника) Жан-Оливье Леконт. Благодаря ему либретто теперь доступно в оцифрованном виде на сайте библиотеки «Галика». Партитуру, к сожалению, найти не удалось, несмотря на помощь французских друзей-музыкантов.
Абрахам Дрейфюс
В примечании к либретто авторы дают пояснения, касаемые доли правды и вымысла в их произведении. Нам тоже показалось интересным «покопаться» в истории.
Прежде всего, чистейшим вымыслом является фигура хозяина заведения г-на Будиньо.
В 1777 году настоящим владельцем Кафе де ля Режанс был Гийом Рэ. Этот факт (и это имя) упоминается Дидро в «Племяннике Рамо» :
«Если погода слишком холодная или слишком дождливая, я укрываюсь в кафе де ля Режанс.
Там я забавляюсь, наблюдая за игрой в шахматы. Париж- это то место в мире, а кафе де ля Режанс – то место в Париже, где лучше всего играют в эту игру;
это у Рэ состязаются глубокий Легаль, проницательный Филидор и крепкий Майо».
Спектакль был сыгран всего десять раз, и критики отзывались очень сдержанно.
Премьера состоялась 13 ноября 1882 года, а на следуюший день в «Фигаро» выходит хлесткая статья :
«... Либретто написано довольно мило, но представляет мало музыкальных сцен, и меня не удивляет, что г-н Дютак не смог им вдохновиться.
Этот молодой композитор, обладатель второй премии в Риме, - сын нашего покойного коллеги Армана Дютака , основателя газеты «Век» и друга Бальзака, человека, оставившего добрые воспоминания в памяти тех, кто его знал.
Что отсутствует в партитурке г-на Амедэ Дютака, так это ни талант и ни умение, это интерес. Я лучше подожду следуюшей его попытки, чем напрасно потрачу слова сегодня.
Г-н Барэ изобретательно создает добродушный образ Филидора ; г-н Нико, охрипший, достоин снисхождения, тем более что он прекрасно компенсирует все мимикой, забавно изображая Ришара и вытягивая незначительную роль ».
Шарль Огюст Нико - тенор
Газета «Время» публикует ( 21/11/ 1882) музыкальную критику с такой концовкой :
« .... Комедия г-на Дрейфуса остроумно написана, но не годится для музыки; она могла бы даже легко обойтись без нее, за исключением арии Дорис, которая, впрочем, вполне могла быть исполнена за кулисами.
Г-н Дютак получил в 1876 году вторую премию ; «Победите Филидора» это его первый опыт в театре. К большому для него сожалению, г-н Нико неожиданно простудился и спел свою арию как смог.
Я не могу судить о произведении по такому исполнению с дефектом; тоже относится к романсу г-жи Тюилье. Певица очень хорошо вокализировала, но слов было совсем не разобрать и, несмотря на все мои усилия, я так и не понял, о чем шла речь.
Позже я прочитал слова в брошюре, но к музыке они не подходят. Дуэт двух влюбленных не произвел на меня впечатления. Сочинение начинается хором шахматистов, и в конце тоже звучит хор и куплеты «В Прокоп!». Их исполнение мне показалось нестройным и вину можно возложить на хористов».
Луиза Тюилье-Лелуар – меццо сопрано
Итак, причины неуспеха комедии «Победите Филидора» довольно прозрачны. Текст не совпал с музыкой, музыка оставляла желать лучшего.
Как композитор Амедэ – Жан Дютак ( таково его полное имя) не оставил после себя большого наследия. Зато он преуспел в общественной сфере : был избран мэром небольшого городка Ватето-на-море в Нормандии, основал общество взаимопомощи для его жителей.
В свою очередь, Филидору - музыканту видимо и правда не повезло с либреттистом.
Антуан – Александр – Анри Пуансинэ был довольно плодовитым драматургом.
Был ли он менее талантлив, чем Мишель – Жан Седэн, трудно сказать. Зато он был хорошо известен в обществе, и печально знаменит. Он был объектом розыгрышей и насмешек, его имя даже вошло в поговорку того времени: « Глупый как Пуансинэ».
Вот несколько примеров этих розыгрышей.
Пуансинэ объявили, что его приглашают в Российскую академию художеств Петербурга, но с условием – выучить русский язык. Наивный человек, полгода он изучал иностранный язык по подаренному ему учебнику... бретонского языка ! До этого Пуансинэ уверили в том, что король Пруссии мечтает назначить его наставником своего сына.
Условие : отречься от католической веры. Пуансинэ тотчас же попал в руки мнимого протестанского капеллана, которого, якобы, сам король тайно отправил во Францию.
Но самой скандальной шуткой оказалась история о том, как Пуансинэ поверил в то, что он, якобы, убил на дуэли дворянина, и что за это убийство его ждет виселица.
Шутники показали ему напечатанный смертный приговор, текст которого уже кричал под окнами нанятый глашатай. Пуансинэ посоветовали переодеться в монаха и скрыться в предместьях Парижа. Через некоторое время несчастному сообщили, что король помиловал его как большого национальног поэта.
Шутка могла плохо кончиться для самих шутников, так как Пуансинэ написал королю благодарное письмо, и монарх остался недоволен тем, что его высочайшее имя осмелились использовать ради смеха. Кто знает, могла ли такая сомнительная репутация соавтора опер Филидора влиять на критику пишущих господ ? Но можно предположить, что сотрудничество Филидора с Пуансинэ было больше к выгоде последнего.
Впрочем, первые свои комические оперы Филидор все же сочинял в соавторстве с Мишелем – Жаном Седэном и игрались они как раз в театре знаменитой ярмарки Святого Лорана – места летнего развлечения небогатых парижан. «Песенки для ярмарки Святого Лорана» - пренебрежительная фраза Будиньо в пьесе. Но именно там к композитору Филидору пришла популярность. «Блез – сапожник» 1759 года имел большой успех у «ярмарочной» публики.
Театр ярмарки Святого Лорана
Обратимся теперь к рассказу о шахматной партии, сыгранной Филидором с автоматом Кемпелена. Рассказ об этом чаще всего приписывается сыну великого шахматиста.
Авторы «Победите Филидора» ссылаются на внука. Однако документальных подтверждений этой истории не найдено. Скорее всего, речь идет о семейной легенде.
Так, бельгийский историк, исследователь биографии Филидора Серджио Боффа указывает на ряд несостыковок событий: известно, что Кемпелен представил свой автомат перед членами Академии наук в июне 1783 года. 20 мая Филидор еще был в Лондоне. О его присутствии в Париже в июне ничего не известно; никто из собравшихся в зале академии нигде не упомянул о партии между автоматом и чемпионом.
Бесценным источником информации являются письма Филидора своей супруге.
В них он рассказывает о всех своих приключениях, встречах, о, казалось бы, мелочах повседневной жизни в Лондоне. Так, в письме от 6 февраля 1784 года Филидор упоминает о присутствии «Турка» в британской столице.
Но больше о нем ни слова. Правда, часть корреспонденции Филидора того времени потеряна. Возможно, партия с автоматом игралась в лондонском клубе при закрытых дверях, как сеансы, данные там французом вслепую. Но и в этом случае какие- то детали стали бы известны. Скорее всего, Филидор никогда не играл с этим автоматом.
«Турок» - Chess Player's Chronicle (Volume 1 - 1841)
Интересно, что после смерти Филидора появилась и другая история.
Якобы, в 1795 году, посол Турции в Великобритании шесть раз подряд обыграл великого чемпиона в неофициальной приватной обстановке.
Однако в родном Константинополе некоторые игроки давали дипломату ладью вперед ! Вряд ли, пусть даже уже пожилой, маэстро (Филидору было 68 лет) мог проиграть любителю.
Ведь, несмотря на преклонный возраст, великий шахматист продолжал давать свои маленькие сеансы, последний из которых состоялся в лондонском клубе 20 июня 1795 года. Филидор играл одновременно две партии вслепую и третью на доске.
улица в 20-том округе Парижа, названная в честь Филидора, композитора и шахматиста
Через шесть лет мы будем праздновать трехсотлетие со дня рождения великого гения.
Надеюсь, что среди торжеств, турниров и концертов найдется место для постановки «Победите Филидора!» и комедия получит новый шанс найти признание у публики.
Aucun commentaire:
Enregistrer un commentaire