Первая шахматная олимпиада и создание FI(D)E - Организация – 2 из 4

Вторая часть цикла статей, посвященных первой шахматной Олимпиаде и созданию FI(D)E.

Пока организация грандиозного турнира продвигается вперед, газета «Ле Фигаро» иронизирует:
 
24/04/1924 Le Figaro – Retronews

Шахматы и Олимпийские игры

Во время Олимпийских игр даже будет проводиться шахматный турнир!
Он организуется под патронажем господина Фернана Гаварри, полномочного министра, кавалера ордена Почетного легиона, и пройдет с 12 по 20 июля в салонах гранд-отеля в районе Этуаль.
В нем примут участие большинство крупнейших шахматных федераций.
После праздника мышц состоится небольшой гала-фестиваль для мозгов.

В бюллетене № 11 - апрель май июнь 1924 года - Французская шахматная федерация объявляет о проведении олимпийского турнира. Место проведения турнира изменилось. Он переехал из отеля "Мажестик" в церемониальный зал мэрии 9-го округа Парижа. Возможно, именно благодаря Люсьену Софару, мэру 9-го округа, шахматисты будут играть в более престижном месте - публичном, а не частном.

Люсьен Софар в 1919 году - BHVP
 
Еще один важный момент касается статуса различных участников. В Олимпийской хартии указано, что участники соревнований должны быть любителями. В тексте рассматривается этот момент и предлагается ответ с учетом отсутствия Международной федерации, которая бы заранее установила правила.

В статье также публикуется список известных участников по состоянию на 21 июня 1924 года. Среди всех уже заявленных участников можно заметить присутствие представительницы  Великобритании, Эдит Холлоуэй, что важно подчеркуть, так как это первая женщина, выступавшая на шахматной Олимпиаде.




Бюллетень ФФЕ № 11 - апрель май июнь 1924 г.

Вот отрывок, посвященный определению термина "любитель"
 
«Правила, основанные на фундаментальных принципах Хартии Олимпийских игр, предусматривают, что в них могут участвовать чемпионы-любители всех наций, участвующих в этих играх. Однако количество участников ограничено четырьмя спортсменами от каждой страны. Допускаются дамы. Представлять страну могут только ее граждане или натурализованные граждане. Призы состоят из медалей и дипломов.

В связи с отсутствием Международной федерации, которая должна была бы определить четкое различие между любителями и профессионалами, Организационный комитет по согласованию с Комитетом F.F.E. принял временное решение отказать в статусе любителя любому шахматисту, получающему финансовую выгоду от уроков, различных мероприятий, сеансов одновременной игры или игры вслепую.

На данный момент было решено, что выигрыш денежного приза, даже крупного, в турнире не противоречит статусу любителя, так как в шахматных кругах существует постоянная практика вручения денежных призов наличными.
То же самое относится и к факту игры на ставку или участия в турнирах вместе с профессионалами.

Кроме того, наличие любой профессиональной деятельности не исключает права получения  гонораров.
Звание мастера абсолютно не зависит от статуса любителя или профессионала, поэтому мастер может быть и любителем. В будущем, Международная федерация должна будет вынести окончательное решение по этому вопросу.»
 

Следующая статья, по-прежнему взятая из бюллетеня № 11 Французской шахматной федерации,  официально призывает к созданию Международной шахматной федерации. В тексте звучит предложение созвать конгресс и поставить вопрос о создании ФИДЕ.
 
Бюллетень ФФЕ № 11 - апрель май июнь 1924 г.

Конгресс федераций

Комитет Ф.Ф.Е. пригласил иностранные федерации принять участие в конгрессе, который состоится в воскресенье 20 июля 1924 года в Париже. Французская шахматная федерация впервые предложит этому конгрессу учредить Международную шахматную федерацию. Этот проект уже был сформулирован в 1914 году Британской федерацией.

Но проблемой номер один для молодой Французской шахматной федерации были ее финансы. Джеймсу Конти, вице-президенту ФФЕ и генеральному секретарю шахматного клуба Пале-Рояль (бывший UAAR Дружеский союз любителей Режанс), было поручено решить финансовые проблемы ФФЕ.

Он написал :
Я убежден, что французские шахматисты сочтут унизительным факт, что американцы организуют шахматные турниры стоимостью более 300 000 франков, в то время как в кассе Французской федерации лежат лишь смехотворные суммы. Это тем более печально, что в настоящее время миллионы тратятся на спорт. Все для мышц и ничего для мозга.

 
Фотография из журнала L'Échiquier - январь 1926 года, со следующим текстом под фотографией:
Пьер Венсан генеральный секретарь Французской шахматной федерации.


В итоге все прошло хорошо, о чем Пьер Венсан рассказал в отчете об этом событии, который он написал для бюллетеня № 12 ФФЕ:

Bulletin n°12 de la FFE - июль август сентябрь 1924 г.
Пьер Венсан 
 
"(...) став недавно Генеральным секретарем ФФЕ , прикрепленный к Французскому олимпийскому комитету в качестве руководителя отдела обязательств и технической информации, по возвращении с Игр в Шамони, воодушевленный спортивным духом, с которым участники зарегистрировались и регистрируются для участия во всех соревнованиях VIII Олимпиады. С глубокой верой в то, что энтузиасты шахмат знают, как сделать свой турнир успешным, в марте 1924 года я объявил о проведении турнира по образцу олимпийских состязаний.

В качестве замены олимпийского комитета созданы почетный и патронажный комитет и исполнительная комиссия; обращение только к любителям; никаких денежных призов; никаких дорожных расходов.

Без официальной поддержки это было рискованно, безрассудно и безумно, но в итоге получился, возможно, самый лучший турнир из когда-либо организованных! Он состоялся благодаря всем тем, кто поддержал идею, не побоялся сжатых сроков для организации, благодаря Парижу, который притягивает, Франции, которую мы любим, делу шахмат, которому каждый игрок рад служить, как религии, апостолом которой он себя ощущает для развития интеллектуальных и социальных добродетелей.

Пятьдесят девять участников из девятнадцати разных стран прислали свои заявки, что очень взволновало комитет. На карту была поставлена честь Франции, поэтому прием был достойным такого неожиданного энтузиазма.

Месье Гаварри и Г. Месюр сумели заинтересовать Министерство иностранных дел, которое пообещало памятные призы для награждения победителей, и Парижский городской совет, который устроил великолепный прием в столичной Мэрии  для участников и официальных лиц турнира. Господин Софар, мэр 9-го округа, предоставил церемониальный зал своей мэрии.

Франко-русский мастер А. Алехин, являясь бесспорным авторитетом, возглавил судейскую комиссию. Преданные друзья ("железная команда"): Леон Мартен, Барберис, де Женси, Летурк, Гюстав Лазар, Спаньен, Юдик, Мрозовский - позаботились обо всем необходимом : медали, дипломы, столы, флаги, программы, приглашения, часы, пресс-службы, печатная продукция, чеки, размещение результатов, фотографы и т.д...

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire