В период французской революции шахматисты покидают Кафе де ля Режанс, в особенности с 1793 года, когда начинается Террор. Хозяином заведения тогда был Франсуа Хакен, преемник Гийома Рэя, которого Дидро упоминал в «Племяннике Рамо».
Это из тех времен до нас дошла забавная история о Робеспьере, скорее всего выдуманная. Интересующихся я отсылаю к своей статье на эту тему о радиоспектакле 1937 года.
Максимильен де Робеспьер приблизительно в 1790
И все же вполне возможно, что Робеспьер приходил в Кафе де ля Режанс. Он жил чуть дальше на той же улице Сэнт-Оноре.
«Кафе де ля Режанс практически никем больше не посещалось, - пишет в своих воспоминаниях один из лучших английских любителей шахмат ; душа не лежала к игре и было совсем невесело видеть за окнами проезжающие мимо телеги с приговоренными. Улица Сэнт-Оноре была дорогой к казни.
Этот спектакль не удручал Ропеспьера, который, кажется, был одним из немногих, кто приходил сюда поиграть в шахматы. Он не был сильным игроком, но он внушал такой страх, что даже неплохие шахматисты всегда ему проигрывали.»
Из книги «Улица Сэнт-Оноре от Революции до наших дней» - Робер Энар – Париж 1909
Казнь Робеспьера. Гильотина – символ Террора
Новое революционное время не желает больше слышать о королях, королевах и пр.
Ветер радикальных перемен пронесся и по шахматам, и по карточным играм, и по другим сферам жизни.
Например, в театре :
Ветер радикальных перемен пронесся и по шахматам, и по карточным играм, и по другим сферам жизни.
Например, в театре :
«В пьесе «Благодетельный брюзга» есть сцена, в которой герой играет в шахматы. Однажды вечером, в самый разгар Террора, в театре Республики Батист старший, исполнявший главную роль, забылся и воскликнул «Шах королю !»
- Короля больше нет,- раздался голос из партера, - ему отрезали голову 21 января !»
- И правда ! – не растерялся Батист,- шах тирану !
В духе времени »
«Термидорианские воспоминания» ( примечание: термидор – одиннадцатый месяц республиканского календаря) - Жорж Дюваль - 1844 год. Речь идет о воспоминаниях во времена Террора.
В ноябре 1793 года в «Народной Газете» был опубликован текст с предложением революционизировать шахматную игру. Его автор – Луи-Бернар Гитон-Морво, депутат и член Комитета общественного спасения.
В ноябре 1793 года в «Народной Газете» был опубликован текст с предложением революционизировать шахматную игру. Его автор – Луи-Бернар Гитон-Морво, депутат и член Комитета общественного спасения.
Источник : Retronews / Gallica
« Народная Газета или Универсальный вестник » - номер 51 – первый день третьей декады (прим. – недели) второго месяца (брюмера), второй год Первой Республики ( 11 ноября 1793 года по старому стилю)
« О шахматах
Будет ли разрешено французам в будущем играть в шахматы? Этот вопрос обсуждался несколько дней назад в обществе республиканцев и был решен, как этого и следовало ожидать, негативно.
Но вскоре возник другой вопрос : нельзя ли «ореспубликанить» эту мудрую игру, которая тренирует ум и, запретив все формы и названия, к которым мы поклялись хранить вечную ненависть, дать ей новый облик? Мы могли бы тогда сохранить этот комбинационный шедевр в другой форме.
Здесь изложены мои размышления об этом втором вопросе и результаты, к которым они меня привели. Все знают, что шахматы олицетворяют собой войну; и в этом нет ничего отвратительного для республиканца, так как более чем очевидно, что свободный народ должен быть всегда готов оружием защищать свою свободу.
Таким образом, даже если народ отказывается использовать оружие в других целях, кроме защитительных, он может не стыдясь счесть возможным иметь военную силу и распоряжаться ею, время от времени организовывая тренировочные сборы. Эти сборы ... могли бы также проводиться на вооброжаемом поле боя.
Разделившись на два лагеря, каждая из сторон будет представлять из себя армию и иметь свое знамя, выполняя поочередно то защитительные, то атакующие задания.
Ничто не помешает нам для этого соревнования между братскими командами договориться о том, что целью и символом победы станет захват чужого знамени. И не надо далеко ходить за примерами, чтобы заменить отжившие свое фигуры на новые символы, которые легко адаптируются под правила игры и сохранят все нужные аналогии, которых не было у старых названий , зачастую до смешного не соответствующих их функциям.
В таком устройстве это будет игра двух лагерей или, если кому-то больше нравится, маленькая война. Слово «шах» имеет королевскую (монархическую) этимологию (словосочетание « шах мат» означает «монарх беспомощен, побежден» ) этого достаточно, чтобы отправить его в забытье...
Главным персонажем у нас будет официальный представитель или, проще сказать, флаг. Будет нетрудно придать новой фигуре форму этого атрибута; он будет располагаться на месте бывшего короля, передвигаться аналогично на одну клетку; все его окружение должно будет его защищать; в случае, если он будет атакован, предупреждение будет озвучено как « к флагу »; если он будет завоеван – провозгласят «победа»; если окружен – «блокада», и партия закончится как в случае пата.
Луи-Бернар Гитон-Морво
Остальные персонажи представят собой армию. Только генерал будет не на доске, а в голове играющего.
Фигура, так глупо называвшаяся королевой или дамой, будет офицером –адьютантом. Ладьи будут пушками (...) рокировка будет означать поставить пушку у флага; ее можно будет осуществлять со словами «батарея – к флагу!». Слоны будут представлять легкую кавалерию – драгунов; бывшие рыцари на конях перейдут в ранг кавалеристов.
Пешки сформируют пехоту, стрелков. Когда они дойдут до последней линии, они, как и полагается храбрым солдатам, будут повышены в звании.
Предоставляю судить , удовлетворит ли мое предложение тех,кто желает найти в игре развлечение, (...) но думаю, что мне удалось избавить игру от всех символов и выражений, которые могли бы идти вразрез с республиканской моралью, и подчеркнуть абсурдность идолопоклонничества, для которого короли- это все, а люди существуют только для них.
Оставим это для глупых рабов, которые боятся того, кто страшен только им самим. Однажды они поймут, что, подобно пешкам, являются всего лишь презренным инструментом в руках играющих ими тиранов (...)»
Л.-Б. Гитон-Морво
Фарфоровые шахматы – Русский музей, г. Санкт-Петербург
Интересную параллель можно провести с русской революцией.
Фарфоровые шахматы – Русский музей, г. Санкт-Петербург
Интересную параллель можно провести с русской революцией.
В 1923 году Государственный фарфоровый завод города Петрограда изготовил несколько экземпляров шахмат, (см. фотографию выше) автором которых является скульптор Наталья Данько. В основе противоборства красных и черных фигур - классовая борьба пролетариата и капитализма (Шахматный листок – номер 15/16 апрель 1923 года). Цена этого набора шахмат – 3000 рублей, что являлось крупной суммой для того времени ( для сравнения: чемпион России по шахматам 1923 года получил приз в размере 3200 рублей).
Только иностранцы могли себе позволить такую покупку. Но, приобретая эти шахматы, они привозили из России домой символ классовой борьбы !
Красные фигуры заменили белые и воплотили в себе Революцию и образ трудового народа. Например, король заменен фигурой рабочего, ферзь (королева) – крестьянка. Слоны – солдаты красной армии. И т.д.
Красные фигуры заменили белые и воплотили в себе Революцию и образ трудового народа. Например, король заменен фигурой рабочего, ферзь (королева) – крестьянка. Слоны – солдаты красной армии. И т.д.
Им противостоит мир капитализма. Смерть представляет короля. Женщина легкого поведения с мешком, набитым золотом – ферзя. Слоны – офицеры императорской русской армии. А пешки – закованный в цепи пролетариат.
Несколько лет спустя, 10 марта 1928 года, газета «Иллюстрация» публикует фотографию и небольшую статью о новом советском варианте шахмат, утверждая, что «такие шахматы в моде у Советов»!
Надпись: « Шахматы в моде у Советов»
«Слева навраво: офицер царского режима – белый слон; церковь – белая ладья; рабочая и рабочий – черные ферзь и король; дворянин и его жена – белые король и ферзь; молот и наковальня – черная ладья; офицер красной армии – черный слон.»
Политика на шахматной доске
В славной стране Советов чрезмерное нивелирование до сих пор щадило вырезанных из дерева королей и королев, которых шахматисты всего мира, даже из самых подозрительных демократий, так любят прогуливать по клеточкам. Но теперь будет по-другому, так как Москва постановила в прошлом году, что эти невинные фигурки должны исчезнуть и освободить место для фигур менее пагубных.
Одновременно с этим государственный завод начал разрабатывать новую модель шахмат, макеты которой были одобрены правительством после бурных обсуждений. Новые «советские шахматы» скоро достигнут массового производства и их распространение уже началось в больших городах России. И можно с уверенностью предположить, что «красные» Европы и Америки, следуя директивам Москвы, тоже скоро перейдут на эту игру.
На шахматной доске больше нет белых и черных: враждующие стороны отныне Капитал и Труд. Капитал представляет «аристократия», а Труд – рабочий. Остается только вопрос: если шахматист, играющий за рабочих, получит шах и мат, не обвинят ли его в попустительстве величествам ?
Aucun commentaire:
Enregistrer un commentaire