В конце 1898 года в первой палате гражданского суда Парижа рассматривалось дело, касающееся двух шахматистов : Самюэль Розенталь против Пьера де Балашова, русского аристократа, проживавшего в Париже. Предлагаю вашему вниманию детали этого дела, найденные в различных газетах того времени, а также в архивах Парижа.
Вам должно быть знакомо имя Самюэля Розенталя. И вы, наверное, читали мою статью « дело о матче по переписке между Парижем и Веной в 1884 году », в результате которого французские шахматисты разделились на два клана в конце 19 века.
Самюэль Розенталь - Источники: Wikipedia и Chess History
« Le Monde illustré » 20 сентября 1902 года (стр.288)
« Le Monde illustré » 20 сентября 1902 года (стр.288)
Розенталь – шахматный профессионал. Прибыв из Польши (на тот момент в составе Российской Империи) в 1864 году, он стал одним из лучших шахматистов в Кафе де ля Режанс того времени. Имелись также успехи на международной арене, однако не столь блистательные, как у Стейница или Цукерторта. К тому же, у него было слабое здоровье.
Когда, в 1884 году, Розенталь ушел из кафе де ля Режанс, он уже очень хорошо зарабатывал шахматными уроками, сеансами одновременной игры, которые он давал в шахматном кружке (клубе), а также в качестве хроникера нескольких газет, в числе которых « Иллюстрированный мир » (« Le Monde illustré ») и так далее.
Пьер (Петр) Александрович Балашов, 1847 год рождения, 3 /15 июня, Санкт-Петербург
Фотограф Луи Тирьо, 1887 год – источник Gallica
Фотограф Луи Тирьо, 1887 год – источник Gallica
Одним из учеников Розенталя был очень богатый русский аристократ, проживавший в Париже, - Пьер де Балашов ( который, на французский манер, добавил к своей фамилии предлог «де», чтобы обозначить свое дворянское происхождение). Балашов увлекался воздухоплаванием и профинансировал множество аэростатов для научного наблюдения. Один из таких воздушных шаров был назван его именем.
Шар «Балашов» - Gallica - «Иллюстрированный мир» 6 ноября 1897 года ( стр. 367)
Журнал «Аэрофил» - январь 1897 года (стр. 144) :
« (...) Г-н Пьер де Балашов преподнес в дар г-ну Маскару аэростат из китайского шелка размером в 1700 метров, предназначенный исключительно для научных экспериментов.
Г-н Маскар передал этот шар во французскую комиссию, которая, желая выразить публичную благодарность за столь щедрое меценатство, приняла решение назвать этот шар именем Балашова ! Он позволит проводить опыты по наблюдению за облаками, эту миссию осуществлят господа Вьëль и Кайетэ. Расходы этой экспедиции покроет принц Ролан Бонапарт.
Его Светлейшее Высочество принц Монако обещал покрыть расходы следующей экспедиции. »
Его Светлейшее Высочество принц Монако обещал покрыть расходы следующей экспедиции. »
« Официальная газета » за 13 февраля 1898 года – Gallica
В феврале 1898 года Балашов стал кавалером ордена Почетного легиона.
« Г-н Пьер де Балашов, русский подданный, член-основатель парижского географического общества, член-основатель коммерческого географического общества Парижа: за услуги, оказанные французской науке. Многочисленные пожертвования для научных целей. »
Спустя два года, в возрасте 53 лет, он ушел из жизини.
«Официальная газета» 17 мая 1900 :
«Статья парижского географического общества. Генеральная ассамблея состоялась 5 мая 1900 года. « Г-н Пьер Александрович де Балашов, член географического общества с 1883 года, завещает названному обществу сумму в 50 000 франков ».
« Покойный, скончавшийся 6 марта 1900 года, проявлял живой интерес к научной деятельности общества и не раз приходил на помощь исследователям ».
На сайте Национального центра научных исследований Франции можно прочитать посвященный ему некролог :
« (...) Г-н Пьер де Балашов скончался после продолжительной болезни в своем особняке на улице Ампера в понедельник 6 го марта. Похоронен на кладбище Пер- Лашез. Ему было всего лишь 53 года, однако слабое здоровье не позволяло надеяться, что он доживет до глубокой старости ».
Из этих строк мы узнаем, что у Балашова был собственный особняк на улице Ампера. Уточним номер дома – 6. Построен в 1887 году. Это здание существует и по сей день, сейчас там находится частная клиника эстетической медицины !
Все эти детали нам нужны, чтобы хорошо представлять себе, до какой степени это был состоятельный человек.
------------------------------------------------------------------------------------------------
В конце 1898 года практически вся пресса писала о том же, что и газета «Le Temps » («Время») за 23 декабря 1898 года :
« Le Temps » - 23 декабря 1898 года – Gallica
« Последние новости из здания суда
Между преподавателем шахмат и любителем
Между преподавателем шахмат и любителем
Преподаватель шахмат г-н Розенталь подал иск в первую палату гражданского суда на своего бывшего ученика, богатейшего господина де Балашова, который является довольно сильным любителем.
Вот в чем состоит жалоба Розенталя : сначала г-н Балашов взял несколько уроков по 20 франков, потом увлекся шахматами и приблизил к себе Розенталя, который стал помогать ему по ходу игравшихся международных партий (по переписке) , а также сопровождал везде, где было необходимо его присутствие.
Г-н Розенталь должен был получать за свои обязанности 6.000 франков в год, а также 1.000 франков за каждое сопровождение (перемещение). Однако, в процессе своего развития, эти соглашения были внезапно разорваны г-ном Балашовым, который оповестил своего преподавателя-консультанта, что больше не нуждается в его услугах.
В ответ г-н Розенталь потребовал 15.000 франков в качестве невыплаченного ему жалованья, 1.000 франков за расходы на поездку в Штутгарт и 25.000 франков на возмещение убытков. В подтверждение своего прошения, которое защищает г-н Левийон, он предъявил, в частности, расписку, полученную от своего оппонента.
Но оппонент, посредничеством своего адвоката г-на Дюбасти, утверждает, что эта расписка не имеет того значения, которое пытается ей придать его бывший преподаватель и что в действительности между ними не существует никакого делового соглашения. На основании чего следует отклонить прошение. »
Шахматные отношения между Пьером де Балашовым и Самюэлем Розенталем завязались в 1885 году.
Сначала это были очень хорошо оплачиваемые уроки за 20 франков за сеанс ( средняя заработная плата служащего или рабочего в Париже составляла тогда приблизительно 150 франков в месяц), а потом оплата переросла в 500 франков в месяц, не считая других выгодных преимуществ.
В 1890 году был получен крупный результат : Балашов стал победителем первого международного турнира по переписке, организованного газетой « Илюстрированный мир » (Le Monde illustré).
« Турнир по переписке ... первый приз – Диана-победительница Каррье-Беллëза. Записано 25 участников: Пьер Арнольд, Большая Итальянская улица, дом 17, Санкт-Петербург (Россия); Пьер де Балашов, улица Ампер, дом 6, Париж; и т.д.»

Le Monde illustré – 22 октября 1887 года - Gallica

первый приз – Диана-победительница Каррье-Беллëза

Le Monde illustré- 4 января 1890 года – Gallica

первый приз – Диана-победительница Каррье-Беллëза
Le Monde illustré- 4 января 1890 года – Gallica
Пьер де Балашов ( в центре) – победитель международного турнира по переписке.
Вы можете посмотреть две партии Балашова, прокомментированные Самюэлем Розенталем для
Вы можете посмотреть две партии Балашова, прокомментированные Самюэлем Розенталем для
«Иллюстрированного мира»:
С документами об этой судебной тяжбе можно ознакомиться в Архивах Парижа в 19 округе столицы.
В документах говорится, в частности, о совместном проекте двух шахматистов :
« Учитель и ученик задумали написать в соавторстве большой труд о шахматах, в котором Балашов должен был заняться исторической частью, а Розенталь – технической.»
Этот проект никогда не будет реализован. В одном из своих последних писем Розенталю Балашов отмечает :
« С нетерпением жду диаграммки. Начинаю писать нашу книгу ».
Однако в деле отмечено :
« Судя по корреспонденции г-на Балашова он, не смотря на то, что русский, не владеет французским языком в полной степени, чтобы быть необходимым г-ну Розенталю в написании упомянутого труда... Со своей стороны, в плане технической части, г-н Розенталь не предоставил доказательств того, что приступил к работе. »
« С учетом этих обстоятельств, г-н Розенталь не может требовать возмещения убытков под предлогом потери дохода от этого совместного предприятия. »
А вот и текст долговой расписки, данной и подписанной Балашовым, речь о которой шла в статье газеты «Время» (« Le Temps »)
« Дорогой Господин Розенталь,
Проверив поданный Вами счет, я признаю, что должен Вам сумму в пятнадцать тысяч франков, что соответствует Вашему гонорару до 1го января 1897 года.
Штутгарт, 5 ноября 1896 года
Подпись: Пьер де Балашов »
Действительно, Пьер де Балашов, находясь в Штутгарте, попросил Розенталя приехать на несколько недель. Что Розенталь и сделал. Видимо, там что-то между ними произошло, что побудило Розенталя просить Балашова о расписке.
«... все шло обычным образом до конца 1896 года, но 23 декабря де Балашов внезапно направил Розенталю письмо с сообщением о разрыве их отношений. »
В приговоре отмечается :
« Долговая расписка от 5 ноября 1896 года имеет все признаки урегулирования конфликта и включает в себя все суммы, должником которых признает себя де Балашов (...) Розенталь не может быть признан в качестве служащего ответчика, так как он сам именует себя преподавателем шахмат. »
Далее следует
« Розенталь утверждает, что этот разрыв отношений нанес ему существенный материальный урон и что в результате он потерял доходы от несостоявшихся турниров и прочих предприятий во Франции и за рубежом. Однако он ничем не подтверждает свои расчеты и единственными доказательствами с его стороны являются имевшие место в прошлом, датированные несколькими годами, приглашения и предложения. Таким образом, этот факт не может быть признан причиной, повлекшей материальный ущерб ».
La Croix 9 января 1899 года - Gallica
« Правосудие
Дело шахматистов
Дело шахматистов
Напомним, что г-н Розенталь, известный преподаватель шахмат, подал иск в гражданский суд на Сене на г-на де Балашова, требуя :
1. Сумму в 15.000 франков в счет его гонораров;
2. Сумму в 1.000 франков за возмещение расходов на поездку в Штутгарт в октябре 1896 года;
3. Сумму в 25.000 франков в качестве материального ущерба.
Первая палата гражданского суда города Парижа вынесла решение, обязав г-на де Балашова выплатить г-ну Розенталю 15.000 франков в соответствии с признанием долга.
Требования -г-на Розенталя о дополнительных суммах признаны необоснованными.
Г-н де Балашов приговорен к уплате судебных издержек.»
Требования -г-на Розенталя о дополнительных суммах признаны необоснованными.
Г-н де Балашов приговорен к уплате судебных издержек.»
Остается все же загадкой, почему Балашов так резко прервал свое более чем десятилетнее сотрудничество с Розенталем. Возможно, его оскорбило то, что Розенталь потребовал от него расписки, тем самым поставив под сомнение честное слово дворянина и богатого аристократа? Ведь письмо с уведомлением о разрыве отношений Розенталь получил примерно месяц спустя составления расписки.
Здание бывшего суда Парижа на острове Сите
Aucun commentaire:
Enregistrer un commentaire