Карл II, герцог Брауншвейгский

Вы, наверное, уже слышали о герцоге  Брауншвейгском ?
Он был одним из соперников Пола Морфи в знаменитой «оперной» шахматной партии, сыгранной в конце октября 1858 года в Итальянской Опере ( театр Вантадур).  Я уже делал публикацию об этой партии .
А сегодня я расскажу вам о судебном процессе, связанном с шахматами, который касался герцога и состоялся несколькими месяцами ранее известной партии против Морфи.

Герцог Брауншвейгский в октябре 1833 года
Источник: книга «Герцог Брауншвейгский, жизнь и нравы» 1875

Лишенный власти, герцог Брауншвейгский обосновался в Париже в 1851 году, а в 1870 году, после начала франко-прусской войны,  переехал в Женеву. В период своего пребывания в Париже он был самым богатым человеком французской столицы, а также известным своей эксцентричностью . 
 О его экстравагантности писали в прессе, о нем говорили и после его ухода.
Например, в газете «Ле Франсэ» от 15 сентября 1902 года, по случаю смерти Розенталя:

« (...) Герцог Брауншвейгский – знатный и эксцентричный господин в розовых париках и неисчислимых бриллиантах, увлекся шахматами. Тот, кто больше не правил государством, искал в игре иллюзию политики и стратегии.
Ему пришла на ум отличная мысль оставить Розенталю часть своего состояния –по правде говоря, очень незначительную, но огромную для бедного польского беженца (...) »

Вернемся в 1857 год.
Герцог Брауншвейгский присутствует на представлении «Травиатты» в своей ложе театра Итальянской оперы в Париже. Или, точнее сказать, он играет там в шахматы во время представления. Играет на уникальной доске, настоящем произведении искусства.
Можно предположить, что именно на этой  доске, годом позже, будет сыграна та самая партия с Морфи. 
Сохранилась ли где-нибудь эта доска ? Может быть, она в Швейцарии ? Но я отвлекся...
Итак, во время спектакля герцог играет в шахматы в своей ложе и, несомненно, привлекает к себе внимание. Так было положено начало скандалу и последовавшему за ним судебному процессу, решение по которому мы приводим ниже.

«Право», судебная газета, 6 июня 1860 года, источник – Gallica

Императорский суд Парижа ( 1ая палата)
Председатель – г-н Казнав
Судебное заседание :  5 июня 

Шахматная партия в ложе итальянского театра.  Статьи в «Ля газет де Пари». Иск о возмещении убытков. Герцог Брауншвейгский против господ Синьюрэ и Доленген.

Г-н Труйбер, адвокат герцога Брауншвейгского, излагает дело следующим образом:  

Под  видимостью не очень серьезного, и даже пустякового, дела, в этом процессе скрыт важный вопрос о том, что журналистика должна с уважением относиться к личной жизни. Речь идет о важной особе, очень известной в Париже, которая придает гораздо большее, чем может казаться,  значение уважению к себе, на которое имеет полное право и которое полностью заслуживает, нежели славе, которую ей может лукаво приписать  пресса, существующая  только благодаря скандалам .

В 1857 году герцог Брауншвейгский, ценитель всего прекрасного, присутствовал на представлении «Травиатты» в итальянском театре. Он имеет привычку играть в шахматы во время спектакля, когда на сцене исполняются второстепенные части произведения. Он не стремится привлечь к себе внимание и не поднимает шума, а между тем, именно инцидент такого рода стал причиной настоящего процесса.

 В своем номере от 22 сентября 1857 года « Ля газет де Пари» опубликовала следующую статью: 
« Всем известен, как минимум, понаслышке, этот иностранец - герцог....  один из самых знаменитых и богатейших оригиналов Парижа. Известны  особенности его туалета, известны чудеса терпения, с которым он ежедневно придает видимость молодости своей старой физиономии. Парики этой персоны также знамениты, как ее лошади.  
Дело в том, что титулованный герцог  принадлежит к тем особенным существам, чье самолюбие постоянно перевозбуждено; наверняка он умрет от горя, если вдруг о нем окончательно забудут.  И вот, он постоянно заботится о том, чтобы возродить общественное внимание к своей персоне, когда  интерес к ней теряется.   
В прошлом году он сделал себе знаменитую железную комнату, огромный сейф, облицованный сталью, но очень удобно меблированный, где он хранит все свои богатства и где часто проводит много времени, пересчитывая и перекладывая свое золото, купюры и бриллианты.

В этом году он купил шахматы – шедевр резной работы с инкрустациями, изготовленный одним из наших самых умелых ювелиров. Но вместо того, чтобы  поставить эти шахматы у себя и играть в них с заслуженными игроками, которых он иногда приглашает  разделить свой роскошный досуг , он отправил их в свою ложу Итальянского театра. И теперь на каждом спектакле можно увидеть герцога и его приближенных, столпившихся прямо у авансцены, вокруг шахматного столика, сделанного знаменитым Гужоном.

Однако, до сегодняшнего дня, эта новая прихоть была малозаметна; но вот во время последнего представления «Травиатты»  между играющими возник спор по поводу сомнительного хода. Публика, которой помешали наслаждаться музыкой, начала демонстрировать свое недовольство, и только вмешательство директора театра г-на Кальзадо погасило очаг раздора и позволило  г-же Сент-Урбэн возобновить и закончить  без помех этот мелодичный анданте из третьего акта, который был прерван.    

Герцог очень рад этому инциденту. Возможно, он больше не сможет играть в шахматы в своей ложе, но об этом скандале будут говорить как миним дней восемь, и для него это самая достаточная компенсация.

Подпись: Реймонд Синьюрэ »

Герцог Брауншвейгский в августе 1873 года, незадолго до смерти
Источник: книга « Герцог Брауншвейгский, жизнь и нравы» , 1875 год

Г-н герцог Брауншвейгский, будучи совершенно справедливо оскорбленным таким  повествованием, подал в суд  на автора вышеуказанной статьи и на директора газеты г-на Доленгена, с требованием выплаты ему морального ущерба в размере 10.000 франков. 

Рассмотрев дело, суд вынес 6 июля 1859 года следующее решение :

Принимая во внимание, что в своем номере от 22 сентября 1857 года «Ля Газет де Пари» опубликовала статью под названием «Шахматная партия», в которой имя герцога Брауншвейгского не цитируется, но достаточно узнаваемо;
...что этот рассказ своими насмешливыми и вымышленными деталями нанес герцогу Брауншвейгскому оскорбление, нанеся ущерб его репутации, что и вменяется ответчикам;
...что Суд имеет в своем распоряжении все необходимые материалы, позволяющие определить степень их важности;
Суд считает, что правовое возмещение должно состоять только в принуждении ответчиков к выплате судебных издержек;
Вследствие чего они приговариваются к выплате герцогу Брауншвейгскому судебных издержек ».

Г-н герцог Брауншвейгский посчитал своим долгом обжаловать это решение, и я должен, в нескольких словах, объяснить Суду серьезную причину этой апелляции.  Конечно, г-н герцог Брауншвейгский не может быть уличен в финансовой заинтересованности. Своей настойчивостью он хочет добиться эффективного осуждения   атак такого рода . Однако очевидно, что простое принуждение к выплате судебных издержек не напугает некоторых журналистов, которые зарабатывают на любопытстве, разжигаемом у публики в связи  со слухами о личной жизни известных персон.

Монумент Брауншвейк  в Женеве – мавзолей герцога

Приговор, которого требует герцог Брауншвейгский, говорит в заключение адвокат, должен быть произнесен в его пользу еще и по причине ложной подачи фактов. Доказательством  служит письмо, написанное директором итальянского театра, адресованное помощнику герцога :

«Г-н граф,
Исходя из Вашего желания, я посылаю Вам «Ля Газет де Пари», содержащую оскорбительный и ложный абзац в адрес Его Светлости герцога Брауншвейгского...
Нет нужды заверять  Вас в том, что шахматы Его Светлости не мешают ни представлениям , ни публике, которая их даже не видит; что никаких недовольств не было проявлено в зале по какой-либо причине, и что я никогда не заходил в ложу Его Светлости по заявленному случаю. 
Примите мои заверения в искреннем уважении, 
КАЛЬЗАДО»

Г-н Кремьë, адвокат ответчиков, берет слово :
   
Прежде чем приступить к дебатам, я прошу Суд позволить мне представить его вниманию первое размышление. Статья, на которую жаловался герцог Брауншвейгский, датирована 22 ноября 1857 года. Решение вынесено 6 июля 1859 года; на календаре сейчас июнь 1860 года, однако  герцог все еще полагает, что его репутация под угрозой. Мне было поручено ответить на основную апелляцию встречной апелляцией и попросить Суд упразднить решение о возмещении судебных издержек. Но я принял приговор таким, какой он есть, потому что в глазах правосудия мне кажется необходимым, чтобы это решение оставалось в силе.

Более того, герцог Брауншвейгский сердится только на одно; он не придает значения  тому, что говорится о его экстравагантности, он жалуется только на то, что связано с предполагаемым беспорядком, который произошел в ложе итальянского театра; а то, что там действительно  играли в шахматы – это правда, и ничто не придумано по этому поводу.

На первом слушании мы прочитали письмо, в котором описывается эффект, произведенный в Германии статьей в «Ля газет де Пари». Мой новый оппонент  решил о нем умолчать.
Г-н Труильбер: Письмо находится в досье, вот оно.
Г-н Кремьë:  Ну что ж! Тем лучше. Я прочитаю его. Это письмо повествует следующее :

« Ваша Светлость,
Газета Кельна» и «Гамбурский корреспондент» воспроизвели статью из «Gazette de Paris», оскорбляющую Вашу Светлость.
Эта статья всколыхнула возмущение в немецких сердцах, которые хранят воспоминания о доброте Вашей Светлости.
Нижеподписавшийся - один из них, и он умоляет Вашу Светлость  принять меры, чтобы подобный позор  не повторился в будущем.
С глубочайшим уважением к  Вашей Светлости, самый скромный и самый  преданный слуга,
Леонард Баус
Висбаден, 25 декабря 1857 г. ».

А теперь давайте посмотрим, о чем говорится в статье: говорят об оригинальности туалетов герцога , но разве нам неизвестны многочисленные  тому примеры. Так, в частности, однажды он явился ко двору в костюме, каждая петля которого была украшена великолепным бриллиантом. Об этом тогда говорили все. Несколько слов было сказано о его париках. Но герцог Брауншвейгский - один из тех, кто лучше всех умеет 
«…. изглаживать годов отсчет неумолимый. " ( цитата из Расина – прим. переводчика)

Что ж, у него были красивые парики. Были и красивые лошади, о которых  много говорили  несколько лет назад. Но сегодня говорят о вещах более  серьезных. Упомянули его железный сейф. Вот как ! Существование этого сейфа – чистая правда ...
Герцог Брауншвейгский сделал его в 1858 году. Это что-то вроде железной комнаты, в которой он хранит свои огромные богатства и которую он с удовольствием показывает , демонстрируя содержащиеся в ней сокровища.

Что же происходит потом? Однажды он покупает шахматы и отправляет их в «Итальянский театр». Это обычай, принятый в Италии, где в каждой ложе есть салон. Так, например,  в театр «Ла Скала» ходят, чтобы послушать отрывок, затем поболтать в салоне, поесть мороженое, и делать все, что хочется. Во Франции у нас пока такого нет. В некоторых ложах тоже есть салоны, но туда удаляются только во время антрактов. Герцог Брауншвейгский предпринял попытку сделать революцию и стал играть в шахматы во время спектаклей.

Говорят, это правда, что не было шума;  хочется верить, но шум вполне мог быть. И журналист вполне мог его слышать с того места, которое он сам занимал в театре, и одного этого было бы достаточно, чтобы узаконить его наблюдение. Так что весь этот процесс несерьезный ; это настоящее раздутое дело, не достойное отнимать время у правосудия.

Суд постановил ,принимая во внимание то, что Императорский  суд Парижа справедливо оценил ущерб, нанесенный герцогу Брауншвейгскому, оставить в силе решение, на которое была подана апелляция.

============================================================

Герцог также запомнился в Женеве, где он провел последние годы жизни, с 1870 до  19 августа 1873 года

Похороны герцога Брауншвейгского в Женеве
«Иллюстрированный мир» - 13 сентября 1873 года – источник Gallica

Нума Прети написал в «Стратежи» 1873 г.

«Герцог Брауншвейгский, недавно умерший в Женеве, был прямым потомком герцога Брауншвейгского, который в 1616 году написал и опубликовал под псевдонимом « Гюстав Селени » трактат о шахматах на немецком языке, который сегодня является большой редкостью. .
Достойный представитель своего предка, герцог Брауншвейгский был ярым поклонником игры в шахматы, которую он очень любил.
С 1853 года мы сыграли с ним много партий ,а когда в Париж приезжал какой-нибудь сильный игрок, Его Святейшество неприменно хотел поиграть с ним.
Таким образом, у нас была возможность представить ему лучших игроков, среди которых были Г-да  Харрвиц, Андерсен и Серафино Дюбуа.
Г-да Зильбершмид, Сент-Аман, Колиш, Пол Морфи, Розенталь  также часто играли с ним партии.
Последнего попросили провести некоторое время в Женеве по возвращении из Вены (...) "

В заключение приводим 5 партий, сыгранных  герцогом  Брауншвейгским.
Со своей стороны, я сомневаюсь, что он приходил в «Кафе де ля Режанс», чтобы просто поиграть в шахматы.
Скорее всего это к нему  приходили шахматисты !
 
[Event "?"] [Site "?"] [Date "1859.??.??"] [Round "?"] [White "Kolish, Ignaz"] [Black "Duc de Brunswick et Comte***"] [Result "1-0"] [ECO "C01"] [Annotator "I.Kolish - Le Monde Illustré 5 novembre 1859"] [PlyCount "79"] {Эта партия была опубликована в «Иллюстрированном мире» 5 ноября 1859 года (стр.303). Колиш не называет фамилию одного из игроков, но вполне возможно, что речь идет о графе Изуаре, который несколькими месяцами ранее играл с герцогом в паре против Пола Морфи. (Ж-О Леконт) «Партия, сыгранная нами против двух знатных любителей - Е.С. герцога Брауншвейгского и графа *** - началась малоизвестным вариантом французской защиты и закончилась пикантным финалом» (И. Колиш)} 1. e4 e6 2. d4 d5 3. Bd3 dxe4 4. Bxe4 f5 5. Bd3 Nf6 6. Nf3 Bd6 7. O-O O-O 8. Re1 c5 9. Ng5 Re8 10. Bc4 cxd4 ({Sur} 10... Nd5 {suivait} 11. Qh5 h6 12. Nf7 Qc7 13. Nxd6 {et gagnent}) 11. Nxe6 Bxe6 12. Rxe6 Kh8 13. Bg5 Rxe6 14. Bxe6 Bxh2+ 15. Kh1 Bc7 16. Bxf5 Qd6 17. f4 Nc6 18. Nd2 Rf8 19. Qf3 Ne7 20. Bd3 Ned5 21. Ne4 Nxe4 22. Qxe4 g6 23. Qxd4+ Nf6 24. Qf2 Nh5 25. Re1 Bd8 26. Bh6 Ng7 27. Qxa7 Qd5 28. Re5 Qc6 29. Be4 Qd6 30. Qxb7 Bf6 31. Rd5 Qe6 32. Rd7 Qg4 33. Kg1 Qh4 34. Qb4 Re8 35. Rf7 Ne6 36. Bd5 Bd4+ {Белые дают мат в четыре хода} 37. Qxd4+ Nxd4 38. Bg7+ Kg8 39. Re7+ Ne6 40. Bxe6# 1-0 [Event "Paris consultation"] [Site "Paris"] [Date "1855.??.??"] [Round "?"] [White "Dubois, Serafino"] [Black "Brunswick/Casabianca/Preti"] [Result "1-0"] [ECO "C33"] [PlyCount "51"] [EventDate "1855.??.??"] [EventType "game"] [EventRounds "1"] [EventCountry "FRA"] [Source "ChessBase"] [SourceDate "2001.11.25"] 1. e4 e5 2. f4 exf4 3. Bc4 Qh4+ 4. Kf1 g5 5. Nc3 Bg7 6. d4 c6 7. Nf3 Qh5 8. e5 b5 9. Bb3 h6 10. Ne4 Bf8 11. d5 c5 12. Qe1 a5 13. Bd2 b4 14. d6 Ba6+ 15. Kg1 Nc6 16. Nf6+ Nxf6 17. exf6+ Kd8 18. Ne5 c4 19. Nxc6+ dxc6 20. Qe5 cxb3 21. Qxa5+ Ke8 22. Re1+ Be2 23. Qc7 Rd8 24. Qxc6+ Rd7 25. Qc8+ Rd8 26. d7# 1-0 [Event "Opéra Italien de Paris"] [Site "Paris"] [Date "1858.10.??"] [Round "?"] [White "Morphy, Paul"] [Black "Duc de Brunswick/Comte Isoar"] [Result "1-0"] [ECO "C41"] [PlyCount "33"] [EventDate "1858.??.??"] [EventType "tourn"] [EventRounds "30"] [EventCountry "FRA"] 1. e4 e5 2. Nf3 d6 3. d4 Bg4 4. dxe5 Bxf3 5. Qxf3 dxe5 6. Bc4 Nf6 7. Qb3 Qe7 8. Nc3 c6 9. Bg5 {[%csl Rb7,Rb8,Rf8]} b5 10. Nxb5 cxb5 11. Bxb5+ Nbd7 12. O-O-O { [%csl Rd7]} Rd8 13. Rxd7 Rxd7 14. Rd1 {[%csl Rd7,Rf6]} Qe6 15. Bxd7+ Nxd7 16. Qb8+ Nxb8 17. Rd8# 1-0 [Event "?"] [Site "?"] [Date "1870.??.??"] [Round "?"] [White "Duc de Brunswick"] [Black "Prince de Villafranca"] [Result "1-0"] [ECO "C44"] [Annotator "La Stratégie - Avril 1870"] [PlyCount "67"] 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. d4 exd4 4. Bc4 Bb4+ 5. c3 dxc3 6. O-O cxb2 7. Bxb2 Kf8 8. Nc3 d6 9. Nd5 Bc5 10. e5 Be6 11. exd6 Bxd6 12. Nd4 Qh4 13. Nxe6+ fxe6 14. Qf3+ Nf6 15. g3 Qxc4 16. Nxf6 Nd4 17. Bxd4 Qxd4 18. Ne4+ Ke7 19. Rad1 Qe5 20. Nxd6 cxd6 21. Qxb7+ Kf6 22. Rfe1 Qc5 23. Rxe6+ {очень хорошо сыграно. Начиная с этого хода белые ведут партию наилучшим образом (С. Розенталь)} Kxe6 24. Re1+ Kf5 25. Qf3+ Kg5 26. Re6 Qc1+ 27. Kg2 g6 28. Qf6+ Kh6 29. Qh4+ Kg7 30. Re7+ Kg8 31. Qf6 Qc6+ 32. Kh3 Qc8+ 33. g4 Qf8 34. Qe6+ 1-0 [Event "?"] [Site "?"] [Date "1857.06.??"] [Round "?"] [White "Comte Isoar/Vicomte Casabianc"] [Black "Duc de Brunswick/Harrwitz D."] [Result "0-1"] [ECO "B20"] [Annotator "Chess Monthly, janvier 1858"] [PlyCount "76"] {Партия игралась в Париже в июне 1857 года} 1. e4 c5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 e6 4. Nc3 a6 5. a4 g6 6. d4 cxd4 7. Nxd4 Bg7 8. Nde2 Nge7 9. O-O f5 10. exf5 Nxf5 11. Bd3 O-O 12. Bxf5 Rxf5 13. Ng3 Rf7 14. Nce4 d5 15. Nc5 Qe7 16. Nd3 e5 17. Re1 Be6 18. f3 Raf8 19. c3 h5 20. Be3 d4 21. cxd4 exd4 22. Bf2 h4 23. Ne2 h3 24. Bg3 Bh6 25. f4 hxg2 26. Nf2 Bg7 27. Ne4 Bd5 28. Ng5 Rf5 29. Rc1 Qd8 30. Rc5 d3 31. Qxd3 Qxg5 32. Rd1 (32. fxg5 Rf1+ 33. Rxf1 gxf1=Q#) 32... Nb4 33. Qd2 Qg4 34. Re1 Re8 35. Qxb4 Rxe2 36. Rxd5 Rxd5 37. Qc4 Bd4+ 38. Bf2 Bxf2# 0-1

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire