Вы, наверное, уже слышали о герцоге Брауншвейгском ?
Он был одним из соперников Пола Морфи в знаменитой «оперной» шахматной партии, сыгранной в конце октября 1858 года в Итальянской Опере ( театр Вантадур). Я уже делал публикацию об этой партии .
А сегодня я расскажу вам о судебном процессе, связанном с шахматами, который касался герцога и состоялся несколькими месяцами ранее известной партии против Морфи.
Герцог Брауншвейгский в октябре 1833 года
Источник: книга «Герцог Брауншвейгский, жизнь и нравы» 1875
Лишенный власти, герцог Брауншвейгский обосновался в Париже в 1851 году, а в 1870 году, после начала франко-прусской войны, переехал в Женеву. В период своего пребывания в Париже он был самым богатым человеком французской столицы, а также известным своей эксцентричностью .
О его экстравагантности писали в прессе, о нем говорили и после его ухода.
Например, в газете «Ле Франсэ» от 15 сентября 1902 года, по случаю смерти Розенталя:
« (...) Герцог Брауншвейгский – знатный и эксцентричный господин в розовых париках и неисчислимых бриллиантах, увлекся шахматами. Тот, кто больше не правил государством, искал в игре иллюзию политики и стратегии.
Ему пришла на ум отличная мысль оставить Розенталю часть своего состояния –по правде говоря, очень незначительную, но огромную для бедного польского беженца (...) »
Вернемся в 1857 год.
Герцог Брауншвейгский присутствует на представлении «Травиатты» в своей ложе театра Итальянской оперы в Париже. Или, точнее сказать, он играет там в шахматы во время представления. Играет на уникальной доске, настоящем произведении искусства.
Можно предположить, что именно на этой доске, годом позже, будет сыграна та самая партия с Морфи.
Сохранилась ли где-нибудь эта доска ? Может быть, она в Швейцарии ? Но я отвлекся...
Итак, во время спектакля герцог играет в шахматы в своей ложе и, несомненно, привлекает к себе внимание. Так было положено начало скандалу и последовавшему за ним судебному процессу, решение по которому мы приводим ниже.
«Право», судебная газета, 6 июня 1860 года, источник – Gallica
Императорский суд Парижа ( 1ая палата)
Председатель – г-н Казнав
Судебное заседание : 5 июня
Шахматная партия в ложе итальянского театра. Статьи в «Ля газет де Пари». Иск о возмещении убытков. Герцог Брауншвейгский против господ Синьюрэ и Доленген.
Г-н Труйбер, адвокат герцога Брауншвейгского, излагает дело следующим образом:
Под видимостью не очень серьезного, и даже пустякового, дела, в этом процессе скрыт важный вопрос о том, что журналистика должна с уважением относиться к личной жизни. Речь идет о важной особе, очень известной в Париже, которая придает гораздо большее, чем может казаться, значение уважению к себе, на которое имеет полное право и которое полностью заслуживает, нежели славе, которую ей может лукаво приписать пресса, существующая только благодаря скандалам .
В 1857 году герцог Брауншвейгский, ценитель всего прекрасного, присутствовал на представлении «Травиатты» в итальянском театре. Он имеет привычку играть в шахматы во время спектакля, когда на сцене исполняются второстепенные части произведения. Он не стремится привлечь к себе внимание и не поднимает шума, а между тем, именно инцидент такого рода стал причиной настоящего процесса.
В своем номере от 22 сентября 1857 года « Ля газет де Пари» опубликовала следующую статью:
« Всем известен, как минимум, понаслышке, этот иностранец - герцог.... один из самых знаменитых и богатейших оригиналов Парижа. Известны особенности его туалета, известны чудеса терпения, с которым он ежедневно придает видимость молодости своей старой физиономии. Парики этой персоны также знамениты, как ее лошади.
Дело в том, что титулованный герцог принадлежит к тем особенным существам, чье самолюбие постоянно перевозбуждено; наверняка он умрет от горя, если вдруг о нем окончательно забудут. И вот, он постоянно заботится о том, чтобы возродить общественное внимание к своей персоне, когда интерес к ней теряется.
В прошлом году он сделал себе знаменитую железную комнату, огромный сейф, облицованный сталью, но очень удобно меблированный, где он хранит все свои богатства и где часто проводит много времени, пересчитывая и перекладывая свое золото, купюры и бриллианты.
В этом году он купил шахматы – шедевр резной работы с инкрустациями, изготовленный одним из наших самых умелых ювелиров. Но вместо того, чтобы поставить эти шахматы у себя и играть в них с заслуженными игроками, которых он иногда приглашает разделить свой роскошный досуг , он отправил их в свою ложу Итальянского театра. И теперь на каждом спектакле можно увидеть герцога и его приближенных, столпившихся прямо у авансцены, вокруг шахматного столика, сделанного знаменитым Гужоном.
Однако, до сегодняшнего дня, эта новая прихоть была малозаметна; но вот во время последнего представления «Травиатты» между играющими возник спор по поводу сомнительного хода. Публика, которой помешали наслаждаться музыкой, начала демонстрировать свое недовольство, и только вмешательство директора театра г-на Кальзадо погасило очаг раздора и позволило г-же Сент-Урбэн возобновить и закончить без помех этот мелодичный анданте из третьего акта, который был прерван.
Герцог очень рад этому инциденту. Возможно, он больше не сможет играть в шахматы в своей ложе, но об этом скандале будут говорить как миним дней восемь, и для него это самая достаточная компенсация.
Подпись: Реймонд Синьюрэ »
Герцог Брауншвейгский в августе 1873 года, незадолго до смерти
Источник: книга « Герцог Брауншвейгский, жизнь и нравы» , 1875 год
Г-н герцог Брауншвейгский, будучи совершенно справедливо оскорбленным таким повествованием, подал в суд на автора вышеуказанной статьи и на директора газеты г-на Доленгена, с требованием выплаты ему морального ущерба в размере 10.000 франков.
Рассмотрев дело, суд вынес 6 июля 1859 года следующее решение :
Принимая во внимание, что в своем номере от 22 сентября 1857 года «Ля Газет де Пари» опубликовала статью под названием «Шахматная партия», в которой имя герцога Брауншвейгского не цитируется, но достаточно узнаваемо;
...что этот рассказ своими насмешливыми и вымышленными деталями нанес герцогу Брауншвейгскому оскорбление, нанеся ущерб его репутации, что и вменяется ответчикам;
...что Суд имеет в своем распоряжении все необходимые материалы, позволяющие определить степень их важности;
Суд считает, что правовое возмещение должно состоять только в принуждении ответчиков к выплате судебных издержек;
Вследствие чего они приговариваются к выплате герцогу Брауншвейгскому судебных издержек ».
Г-н герцог Брауншвейгский посчитал своим долгом обжаловать это решение, и я должен, в нескольких словах, объяснить Суду серьезную причину этой апелляции. Конечно, г-н герцог Брауншвейгский не может быть уличен в финансовой заинтересованности. Своей настойчивостью он хочет добиться эффективного осуждения атак такого рода . Однако очевидно, что простое принуждение к выплате судебных издержек не напугает некоторых журналистов, которые зарабатывают на любопытстве, разжигаемом у публики в связи со слухами о личной жизни известных персон.
Монумент Брауншвейк в Женеве – мавзолей герцога
Приговор, которого требует герцог Брауншвейгский, говорит в заключение адвокат, должен быть произнесен в его пользу еще и по причине ложной подачи фактов. Доказательством служит письмо, написанное директором итальянского театра, адресованное помощнику герцога :
«Г-н граф,
Исходя из Вашего желания, я посылаю Вам «Ля Газет де Пари», содержащую оскорбительный и ложный абзац в адрес Его Светлости герцога Брауншвейгского...
Нет нужды заверять Вас в том, что шахматы Его Светлости не мешают ни представлениям , ни публике, которая их даже не видит; что никаких недовольств не было проявлено в зале по какой-либо причине, и что я никогда не заходил в ложу Его Светлости по заявленному случаю.
Примите мои заверения в искреннем уважении,
КАЛЬЗАДО»
Г-н Кремьë, адвокат ответчиков, берет слово :
Прежде чем приступить к дебатам, я прошу Суд позволить мне представить его вниманию первое размышление. Статья, на которую жаловался герцог Брауншвейгский, датирована 22 ноября 1857 года. Решение вынесено 6 июля 1859 года; на календаре сейчас июнь 1860 года, однако герцог все еще полагает, что его репутация под угрозой. Мне было поручено ответить на основную апелляцию встречной апелляцией и попросить Суд упразднить решение о возмещении судебных издержек. Но я принял приговор таким, какой он есть, потому что в глазах правосудия мне кажется необходимым, чтобы это решение оставалось в силе.
Более того, герцог Брауншвейгский сердится только на одно; он не придает значения тому, что говорится о его экстравагантности, он жалуется только на то, что связано с предполагаемым беспорядком, который произошел в ложе итальянского театра; а то, что там действительно играли в шахматы – это правда, и ничто не придумано по этому поводу.
На первом слушании мы прочитали письмо, в котором описывается эффект, произведенный в Германии статьей в «Ля газет де Пари». Мой новый оппонент решил о нем умолчать.
Г-н Труильбер: Письмо находится в досье, вот оно.
Г-н Кремьë: Ну что ж! Тем лучше. Я прочитаю его. Это письмо повествует следующее :
« Ваша Светлость,
Газета Кельна» и «Гамбурский корреспондент» воспроизвели статью из «Gazette de Paris», оскорбляющую Вашу Светлость.
Эта статья всколыхнула возмущение в немецких сердцах, которые хранят воспоминания о доброте Вашей Светлости.
Нижеподписавшийся - один из них, и он умоляет Вашу Светлость принять меры, чтобы подобный позор не повторился в будущем.
С глубочайшим уважением к Вашей Светлости, самый скромный и самый преданный слуга,
Леонард Баус
Висбаден, 25 декабря 1857 г. ».
А теперь давайте посмотрим, о чем говорится в статье: говорят об оригинальности туалетов герцога , но разве нам неизвестны многочисленные тому примеры. Так, в частности, однажды он явился ко двору в костюме, каждая петля которого была украшена великолепным бриллиантом. Об этом тогда говорили все. Несколько слов было сказано о его париках. Но герцог Брауншвейгский - один из тех, кто лучше всех умеет
«…. изглаживать годов отсчет неумолимый. " ( цитата из Расина – прим. переводчика)
Что ж, у него были красивые парики. Были и красивые лошади, о которых много говорили несколько лет назад. Но сегодня говорят о вещах более серьезных. Упомянули его железный сейф. Вот как ! Существование этого сейфа – чистая правда ...
Герцог Брауншвейгский сделал его в 1858 году. Это что-то вроде железной комнаты, в которой он хранит свои огромные богатства и которую он с удовольствием показывает , демонстрируя содержащиеся в ней сокровища.
Что же происходит потом? Однажды он покупает шахматы и отправляет их в «Итальянский театр». Это обычай, принятый в Италии, где в каждой ложе есть салон. Так, например, в театр «Ла Скала» ходят, чтобы послушать отрывок, затем поболтать в салоне, поесть мороженое, и делать все, что хочется. Во Франции у нас пока такого нет. В некоторых ложах тоже есть салоны, но туда удаляются только во время антрактов. Герцог Брауншвейгский предпринял попытку сделать революцию и стал играть в шахматы во время спектаклей.
Говорят, это правда, что не было шума; хочется верить, но шум вполне мог быть. И журналист вполне мог его слышать с того места, которое он сам занимал в театре, и одного этого было бы достаточно, чтобы узаконить его наблюдение. Так что весь этот процесс несерьезный ; это настоящее раздутое дело, не достойное отнимать время у правосудия.
Суд постановил ,принимая во внимание то, что Императорский суд Парижа справедливо оценил ущерб, нанесенный герцогу Брауншвейгскому, оставить в силе решение, на которое была подана апелляция.
============================================================
Герцог также запомнился в Женеве, где он провел последние годы жизни, с 1870 до 19 августа 1873 года
Похороны герцога Брауншвейгского в Женеве
«Иллюстрированный мир» - 13 сентября 1873 года – источник Gallica
Нума Прети написал в «Стратежи» 1873 г.
«Герцог Брауншвейгский, недавно умерший в Женеве, был прямым потомком герцога Брауншвейгского, который в 1616 году написал и опубликовал под псевдонимом « Гюстав Селени » трактат о шахматах на немецком языке, который сегодня является большой редкостью. .
Достойный представитель своего предка, герцог Брауншвейгский был ярым поклонником игры в шахматы, которую он очень любил.
С 1853 года мы сыграли с ним много партий ,а когда в Париж приезжал какой-нибудь сильный игрок, Его Святейшество неприменно хотел поиграть с ним.
Таким образом, у нас была возможность представить ему лучших игроков, среди которых были Г-да Харрвиц, Андерсен и Серафино Дюбуа.
Г-да Зильбершмид, Сент-Аман, Колиш, Пол Морфи, Розенталь также часто играли с ним партии.
Последнего попросили провести некоторое время в Женеве по возвращении из Вены (...) "
В заключение приводим 5 партий, сыгранных герцогом Брауншвейгским.
Со своей стороны, я сомневаюсь, что он приходил в «Кафе де ля Режанс», чтобы просто поиграть в шахматы.
Скорее всего это к нему приходили шахматисты !
Aucun commentaire:
Enregistrer un commentaire