Видеозапись и краткое изложение конференции, посвященной столетию образования французской шахматной федерации



Вашему вниманию предлагается видеозапись конференции, проведенной в Zoom в субботу 20 марта 2021 года по случаю празднования столетия французской шахматной федерации, а также краткое изложение  выступлений, составленное Франком Хофмейстером.




José A.Garzon

Принято считать, что испанец  Лусена напечатал в 1497 году первую книгу с новыми шахматными правилами, соответствующими современным. Однако, Хосе А. Гарсон (Валенсия) показал нам в своей тщательно подготовленной презентации, что Люсена во многом опирался на труд Францеска Висенте (1475), рукопись  которого потеряна. К тому же, в Геттингенской рукописи  ( датируемой  приблизительно 1500 годом) , написанной на латыни, также обильно использовались материалы из книг Висенте и Лусены. Что  интересно, г-н Гарсон сообщает об еще одной  рукописи того же периода, названной «Парижский документ» ( хранится в коллекции Дэвида де Люсиа). В конце одной из глав этого документа написано имя Лусены. По мнению  г-на Гарсона , это ссылка , а не подпись.  В дополнение лектор также упоминает о четвертой рукописи, написанной на немецком языке неизвестным автором, в которой снова используется большая часть материала Лусены, а также  другие аспекты, заимствованные у Дамиано ( Рим, 1512 г.). Таким образом, можно сделать вывод, что современные шахматы имеют общее происхождение: очень похожий материал используется в этих ранних рукописях, представленных на четырех разных языках (испанском, французском, латинском, немецком).

Herbert Bastian

Так называемая рукопись « Chapais » (на французском языке, период  до 1780 г.) была представлена Гербертом Бастианом (Саарбрюккен). Эта рукопись в настоящее время находится в замке Курник в Польше, поскольку принадлежала Тассило фон дер Лаза, который приобрел ее в Париже в 1854/55 году. Рукопись содержит множество  эндшпильных позиций и использует оригинальную шахматную нотацию. Подписано «Шапе, торговец в Париже». Г-н Бастиан, однако, считает, что это псевдоним, и обнаружил в тексте целый ряд признаков, указывающих на огромные познания автора в области физики и математики. Определив таким образом его наклонности, Бастиан выдвигает кандидатуру Гаспара Монжа как наиболее вероятного автора. М. Бастиан подробно показывает особенности почерка Шапе и Монжа и приходит к выводу, что эта рукопись была написана известным французским математиком и масоном. Следует отметить, что, если бы эта рукопись была напечатана  в свое время, теория эндшпиля уже тогда получила бы серьезный импульс, поскольку в «Chapais » рассматриваются, например, концепции оппозиции, правила квадрата и полей соответствия.

Dr Richard Eales

Ключевая фигура французских шахмат XVIII века - Филидор. Доктор Ричард Илз (Кент) изложил  биографию маэстро, который совмещал  музыкальную композицию с шахматами. Очевидно, что второе издание  «Анализа» Филидора было запланировано заранее, задолго до того, как во второй раз окажется в Великобритании и будет опубликовано в Лондоне в 1777 году. Г-н Илс также указал, что влияние Филидора значительно усилилось благодаря более поздним британским писателям, которые использовали его материал для своих учебников. Следует также отметить, что Джордж Уокер популяризировал его, опубликовав его партии и даже назвав первый британский шахматный журнал (эфемерный) «Филидорианцем». Косвенный противовес был предоставлен некоторыми авторами, которые пытались дать больше места «итальянской школе», переводя и используя тексты моденской школы. Однако, по словам Илза, Филидор остается отцом-основателем шахмат во Франции и Англии.

Dr Vlastimil Fiala

Влияние Филидора распространилось по Восточной Европе. Доктор Властимил Фиала (Ольмуц) представил Александра Петрова как  самого влиятельного русского игрока 19 века, которого также прозвали «Филидор Севера». Это следует из его трактата 1824 года, в котором Петров переводит большую часть работ Филидора на русский язык, прежде чем добавить свои собственные размышления, которые, однако, показывают некоторые отличия от Филидора. Например, Петров принимает Гамбиты и убежден в необходимости активной защиты. Г-н Фиала также подробно остановился на единственном «западном» путешествии Петрова в 1863 году, реконструированном по письму, опубликованном в «Шахматном листке» 1863. Петров встречался с Морфи в Париже, но, к сожалению, два великих шахматиста не сыграли ни одной партии.

Pierre Baudrier

Herbert Bastian

Jean Olivier Leconte

После Филидора французский шахматный скипетр переходит к гениальному Дешапелю. Жан Оливье Леконт (Париж) представил исследования Пьера Бодрие, Герберта Бастьяна и свои собственные по этому вопросу. После военной карьеры при Наполеоне, во время которой он потерял правую руку, Дешапель в течение нескольких лет сосредоточился на шахматах, но на сегодняшний день  известны только 9 его партий и 1 позиция. На шахматной доске он в первую очередь интересовался атакой и зарабатывал на жизнь игрой на ставку. В 1822 году он оставил шахматную сцену после того, как был побежден своим учеником Лабурдонне, и обратился к Висту, предшественнику бриджа, более выгодному. Важнейший и пока неясный момент касается его политической ориентации. Например, в то время, как его семья была близка к королю Карлу X, он был признан организатором республиканского восстания в 1832 году, но никогда не был наказан за свои действия (в то время как другие участники беспорядков были заключены в тюрьму). После его смерти его друг О’Рейли публикует их совместный проект конституции в пользу демократической системы, при этом некоторые дистанцируются от неоднозначного прошлого Дешапеля. Таким образом, сегодня сложно отличить миф от реальности, говоря об этой неординарной личности.

Prof. Frank Hoffmeister
 
После смерти Лабурдонне, выигравшего серию матчей против Макдоннелла в 1834 году в Лондоне, Пьер Сен-Аман занял место первого игрока в Café de la Régence. Но вскоре его заменяет Лионель Кизерицкий, затем Даниэль Харрвиц и, наконец, Самуэль Розенталь. Профессор Франк Хоффмайстер (Брюссель) представил новые факты об их прибытии Париж и интеграции там. По его словам, иностранным профессиональным игрокам оказывалось некоторое сопротивление со стороны представителей французской шахматной элиты. В то же время любители приветствовали возможность встретиться с лучшими игроками за доской, а привычка проводить показательные выступления, такие как сеанс одновременной игры, в том числе сеанс одновременной игры вслепую, обеспечила этим профессионалам достойную жизнь. Тем не менее, Розенталь - особый случай и противоречивая фигура, поскольку он спровоцировал раскол между другими французскими игроками в 1885 году вследствие разногласия в матче против Вены. Розенталь также «приватизировал» Французский Конгресс 1900 года в его «Большом кругу», что противоречило попыткам популяризировать шахматы среди широкой публики.

Tomasz Lissowski

Томаш Лиссовски (Варшава) добавил несколько очень интересных фактов портреты нескольких польских игроков, которые также эмигрировали в Париж в этот период. В частности, можно упомянуть Жана Таубенхауса и Станислава Ситтенфельда. Г-н Лиссовски отметил, что эти игроки приехали в Париж по разным причинам, скорее всего, потому, что в то время Польша была разделена между Пруссией, Австрией и Россией. Таубенхаус был одним из лучших игроков Парижа и сыграл несколько международных турниров, но так и не попал в мировую элиту.

Jean Olivier Leconte

Затем Жан Оливье Леконт (Париж) в очень привлекательной презентации обрисовал годы, предшествовавшие созданию Французской шахматной федерации в 1921 году. Попытки объединить французских игроков начались в 1867 году, а первый «национальный» турнир состоялся в 1880 году в Париже. Однако связь между регионами слабая, там  нет сильных игроков, да и раскол 1885 года между Арну де Ривьер и Розенталем стал еще одним камнем преткновения. Прибытие Давида Яновски добавило на французскую арену еще одного выдающегося игрока, но только в 1914 году планировалось основать национальную федерацию. Учредительное общее собрание 1914 года не могло состояться из-за начала Первой мировой войны, и Франции пришлось ждать 19 марта 1921 года, когда,по инициативе парижского клуба «Филидор» и его основателя Анри Делера будет наконец-то создана национальная федерация.

Denis Teyssou

Роль Александра Алехина во Франции была прекрасно изучена Дени Тейсу (Париж), который провел тщательное исследование некоторых записных книжек Алехина 1940-х годов. Это показывает, что Алехин не только написал печально известные антисемитские статьи «Arisches und jüdisches Schach» в Pariser Zeitung в 1941 году, но он также редактировал регулярную колонку о шахматах в этой газете с февраля 1941 года по май 1942 года. Алехин пытался покинуть Францию через Португалию, чтобы сыграть еще один матч с Капабланкой за границей, но его поездка закончилась преждевременно, его португальский срок действия визы истек. Затем он сыграл несколько турниров (Мюнхен 1941 и 1942, Краков 1942) на территориях, контролируемых нацистами. По словам г-на Тейсу, Алехин опасался, что его отправят в Советский Союз, и, когда он прибыл в Мадрид на другой турнир в 1944 году, он притворился больным, чтобы остаться в Испании. Он пытался реабилитироваться после войны и умер в 1946 году в Эшториле при известных обстоятельствах в отеле.

Georges Bertola

Жорж Бертола (Лозанна) дал исчерпывающий обзор первых 25 лет существования Французской шахматной федерации (1921–1946). На этапе строительства французские шахматы получили огромное развитие, особенно благодаря инициативе Пьера Винсента, сыгравшего решающую роль в основании ФИДЕ в 1924 году в Париже. Однако финансовые проблемы повторялись. Более того, когда Алехин стал чемпионом мира в 1927 году, он отказался передатьФИДЕ управление своим титулом , как того хотел Винсент. Алехин даже проигнорировал французскую федерацию, когда организовал свой матч с Боголюбовым в 1929 году, который он прервал, чтобы поехать на конгресс ФИДЕ в Венецию в качестве делегата от Франции. Еще одна деталь, которую следует отметить:  Алехин играл за сборную Франции на Олимпийских играх в 1930, 1933 и 1935 годах, но также согласился подготовить немецкую команду к турниру в Мюнхене в 1936 году! Обстановка во французских шахматах стала немного спокойнее с избранием Пьера Биская (1932-1955).

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire