«Парижская жизнь»

В поисках новой информации о «Кафе де ля Режанс» я случайно обнаружил несколько публикаций и интересных иллюстраций в журнале «Парижская жизнь».

Обложка журнала «Парижская жизнь»  - 10 июля 1920 года – Источник Gallica

Созданный в 1863 году, этот  журнал «легкого содержания» был в некотором роде предшественником глянцевых журналов нашего времени. А с начала XX века там появляются эротические иллюстрации. Это в нем Колетт опубликовала в 1907 году свою первую новеллу.  

========================================================================

Но вернемся к «Режансу»... Автор цитируемой ниже статьи пришел в «Кафе де ля Режанс» из любопытства к шахматистам и наблюдает за ними... 

Отметим присутствие женщины среди игроков – факт настолько редкий для того времени, что заслуживает  быть выделенным. В статье  упоминаются : Василий Солдатенков - первооткрыватель гамбита Маршалла, которому я уже посвятил одну из своих публикаций; Огюст Жолье – актер театра «Комеди Франсэз» и завсегдатай «Кафе де ля Режанс» на протяжении многих десятилетий; а также Жестези и граф Вильнëв- Эсклапон, состоявшие в  «Дружеском Союзе Любителей Режанса»


«Парижская жизнь» -   11 марта 1911

В Париже есть еще мудрецы.

Там, в зале ночного кафе, вдали от легкомысленных ужинающих, отгородившись  от шумного оркестра заставленной бутылками барной стойкой, они сидят по двое за маленькими столиками , разъединенные друг от друга маленькими идолами, которых они время от времени осторожно передвигают, а то и яростно толкают вперед (...)

Очень часто игроки замирают на четверть часа без движения, словно загипнотизированные их деревяшками, но вдруг  рука поднимается, берет слона (коня, королеву) и, преодолевая препятствия, вторгается в самую гущу схватки. Есть идолы черные и идолы белые, и они борются друг с другом, нападают друг на друга, следят друг за другом и пожирают друг друга. Бывает, что в тишине звучит голос : « Шах королю!». И в конце концов  бедный истерзанный король остается совсем один и недвижим.

В то время как легковесный люд придается ночным удовольствиям, шахматисты, после трудного рабочего дня, приходят, садятся на свои привычные места, наморщив лоб, с озабоченным видом, как генералы, ответственные за недавние поражения. Главные жрецы тоже всегда на месте: они обучают своих последователей или просто играют между собой. В таких случаях их обступают и постепенно кольцо вокруг них сжимается настолько, что им невозможно пошевелиться. 

Головы наклоняются; шепот – одобрительный или осуждающий – сопровождает игру. Это длится часами. Время от времени  другие играющие подходят посмотреть, ничего не говоря, потом снова возвращаются к своим столикам и сообщают о только что увиденном : « У Жестези плохое положение... граф Вильнëв  очень рискует». Самые отчаянные спорят.  


Текст под рисунком: «Кафе де ля Режанс». Директория 
Иллюстрация из «Парижской жизни»  13 июля 1895 года

Они двигают свои деревяшки как будто только этим и занимались  всю свою жизнь, как будто в мире нет для них другого занятия. И какие драмы, хотелось бы знать, позволили  здесь собрать столько разных национальностей, столько разношерстных судеб и столько странных чудаков !

Вот этот, например, родился в благоухающих садах Персии; у него купообразная голова как у святого марабута. А вон тот : каким хитрым образом он сбежал из Сибири ? Его лохматая борода, неряшливо надетый галстук, плохо застегнутый сюртук говорят о том, что он всякого повидал ! Эта женщина со странным взглядом, непослушными прядями волос; никто не сможет сказать, какой она национальности; она бегло говорит на разных языках.

Ближе к полуночи появляется князь Солдатенков – голубоглазый, лицо розовое и свежее – во фраке и белой жилетке с золотыми пуговицами. А вот толстый щекастый человек с седыми непричесанными волосами, круглыми озорными глазами; его физиономия в постоянном  движении,  тело как бы танцует в такт музыке, звучащей по соседству, голос рычащий. Он ходит от столика к столику, изучая позиции. На его лице - то удивление, то он хмурится, то надувает щеки, закатывает глаза, открывает рот. Это Жолье  -  артист из «Комеди Франсэз». Отыграв свою роль в театре, он примеряет на себя новую роль в храме шахматистов.    

Огюст Жолье – фотостудия Надар – приблизительно 1895 год – источник Gallica

А среди них много разного люда : бедные и богатые, аристократы и плебеи, русские, венгры, немцы, англичане, скандинавы азиаты и, конечно, французы, И все эти фанатики забывают об их людских несчастьях, спрятавшись в маленьком уголке Парижа... И двигают деревяшки.
В Париже есть еще мудрецы.

========================================================================

Во второй статье из «Парижской жизни» речь идет о месте, которое занимают  шахматисты в «Кафе де ля Режанс» и которое уменьшается в размерах, как шагреневая кожа, а также о шумном оркестре...
Напомним, что через 6 лет, в июне 1918 года, «Дружеский Союз Любителей Режанса» хлопнет дверью знаменитого кафе из-за разногласий с тогдашним его владельцем  Люсьеном Леви.
Шахматисты стали мешать  имиджу нового модного ресторана и не приносили никакой прибыли.
Даже если в статье автор пытается представить проблему с юмором, предпосылки разлада становятся понятными.        

«Кафе де ля Режанс»  приблизительно 1905 – 1910 годы

«Парижская жизнь» -  12 декабря 1912 года

Еще одно старинное парижское заведение может исчезнуть ! 
Шахматисты из кафе «Режанс», которые обитают там уже больше века, за которыми наблюдал Дидро и которые сталкивались с грубостями Мюссе и хладнокровием Байрона, находятся сейчас на осадном положении.

Для начала их  отправили за барную стойку ресторана:  они не роптали, повиновались. Потом им навязали какофоническую музыку : они постарались не обращать внимания. А теперь их заставляют молчать, когда толстеющий пианист и энергичный скрипач выделывают немыслимые пассажи, частенько не попадая в ноты.   
И шахматисты, - люди думающие и постоянные – начинают задаваться вопросом, а не пора ли им искать  другое благословенное место, где не будет музыкантов. Они съехались сюда со всего мира, чтобы вместе  и элегантно решать задачи на шахматной доске; они думали иметь возможность в полной тишине отдаться своему святому занятию , но должны молча переносить раздражающий визг скрипки, фальшиво исполняющей  попурри по произведениям Вагнера.

Франсуа,  - верный официант всех этих затравленных мудрецов – который сам мудрее их, улыбается с глубоким сочувствием: 
«Нам морочат голову этими музыкантами, которые даже не настоящие цыгане !»

Месяц спустя – продолжение статьи... там говорится об Ежене Деросте, президенте «ДСЛР», который пытается улучшить накалившуюся обстановку.

«Парижская жизнь»  18 января 1913 года

«Парижская жизнь» недавно писала о завсегдатаях «Кафе де ля Режанс», для которых увлечение шахматами  отбивает вкус  к музыке, и которые считают, что звуки шумного цыганского оркестра не благоприятны для ученых комбинаций благородной игры Филидора. 
На наш  рассказ откликнулся хозяин «Кафе де ля Режанс»  и направил нам очень остроумное письмо  президента сообщества шахматистов, которые собираются вокруг мраморных столиков этого кафе.

Из этого письма следует, что, если для шахматистов тишина – золото, то для влдельцев кафе музыка- это серебро; что шахматистов, которые совсем не умеют оценить все достоинства «Веселой вдовы» или попурри на тему «Кармен», гораздо меньше, чем кажется; и, наконец, что оркестр «Кафе де ля режанс» замечательный.»

Спустя несколько лет там продолжает звучать музыка, но уже без шахматистов.
Газета «Ле пети блë де Пари»  от 26 февраля 1921 года хвалит музыку, которая играется в «Кафе де ля Режанс».


Источник Retronews

« Где послушать хорошую музыку?  В «Кафе де ля Режанс», на площади Французского театра. Каждый вечер, оркестр Леона Горберта, под управлением скрипача – виртуоза Андрэ Дартиба, обладателя первого приза Парижской консерватории.  Каждый день – соло на скрипке.»


«Режанс» приблизительно 1920 год – Roger Viollet


Наличие оркестра хорошо рекламируется ! 

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire